Грузовые тросы: разновидности и особенности

26/03/2021
Грузовые тросы: разновидности и особенности

Для перемещения, погрузки и разгрузки различных тяжестей используются специальные грузовые канаты. Они представляют собой стальные тросы, скрученные из проволоки в жгут разными способами. Такие канаты служат несущими элементами грузовых механизмов и подъемных систем. Существует много типов и конструкций этих приспособлений.

Что такое "трос" ?

В сечении трос представляет собой много стальных проволок, которые образуют отдельные канатики, увитые по спирали вокруг сердечника из стали или волокон. Такая структура обеспечивает прочность, гибкость и устойчивость к деформациям. Каждый стальной канат имеет маркировку, например, 6x48-FC. Здесь 48 – число проволок в жиле, 6 — количество жил, а FC – тип сердечника. Различный состав и структура троса дают преимущества для конкретного применения. У канатов есть свойства, тоже обозначающиеся в маркировке:

  • механические свойства — высокого, повышенного и нормального качества;
  • обозначение покрытия — наличие покрытия или его отсутствие;
  • назначение — грузовой или грузолюдской;
  • направление свивки в прядях и канате;
  • степень стремления к кручению.

Тросы грузовые в сечении бывают от 7,8 до 47 мм.

 

Разновидности канатов по степеням жесткости

Модели двойной свивки устойчивы к изломам, они мягкие и удобны в обращении. Идеальны для изготовления строп, применяются в составе талей, лебедок и подъемных блоков. Повышенной жесткостью и высокой прочностью обладают одножильные тросы. У них невысокая способность к растяжению, поэтому их применяют для укрепления конструкций, монтажа растяжек.

Модели средней жесткости имеют множество жил, они могут быть свиты по направлению собственной свивки или в противоположном. Их применяют для монтажа антенн, мачт, парников, тентов, теплиц, подвесов и растяжек.

Материалы для изготовления канатов

Проволока может быть нержавеющей с цинковым покрытием или необработанной. Оцинковка нужна во влажных и низкоагрессивных средах. Канат из нержавейки лучше растягивается, менее прочный по сравнению с изделиями из обычной стали. Но его использование оправдано в агрессивных средах, например, на химических производствах. Тросы иногда могут покрываться пластиковым покрытием из ПВХ для повышения стойкости к ржавчине. Различные формы свивки, материал, покрытие проволоки, обеспечивают преимущества для применения в конкретных условиях. Все эти факторы влияют на гибкость, прочность, стойкость к коррозии и сопротивление истиранию.

Сердечник каната

В составе изделия сердечник — это амортизатор не только для прядей, но и всего каната. Он противостоит поперечному давлению волокон при нагрузке и не допускает поперечной деформации. Обычно в качестве сердечника служат натуральные пеньковые материалы или синтетические полипропиленовые. Органический материал сердечника пропитан противогнилостным и антикоррозийным составом.

Для защиты от коррозии канаты смазывают специальными смазками с обозначениями – СК-50, КС-У и прочими. Если направление скручивания прядей в канате противоположно направлению проволок, такая свивка называется крестовой. Когда направление свитых прядей во всем канате и прядках одинаковое, такая свивка односторонняя. Придается большое значение выбору смазки и методам ее нанесения. От этого в большой степени зависит надежность каната, устойчивость к нагрузкам и истиранию.

Одно из важнейших свойств канатов — это гибкость. Для различного применения параметры гибкости должны быть соответствующими. Она зависит от количества проволок, их жесткости и сердечника. Наиболее жесткие тросы стойки к осевым нагрузкам и истиранию. Но такие модели менее стойки к другим нагрузкам, работающим на деформацию сдвига и кручение.

Стальные канаты — сложный вид изделий, у них много различных типов и конструкций. Они различаются по видам сечений материала проволок, сердечников. Поэтому при выборе проще ориентироваться на ГОСТ.