Как правильно подбираются стропы

25/03/2021
Как правильно подбираются стропы

Осуществление такелажных работ с проведением погрузочных операций осуществляется с применением специальных средств – строп. Материалом для их изготовления могут служить металлические цепи, троса, полиамидные веревки или ремни. Выбор материала зависит от характера груза, веса и условий эксплуатации.

Наиболее надежные стропы изготавливаются из металла, но применять их не всегда уместно. Например, если цеплять объемный груз тросовыми стропами, то их вес может оказаться не подъемным для стропальщика, а с ременными захватами таких затруднений не будет. В то же время при подъеме металла тросовые стропы выглядят намного надежней.

На практике в каждой отрасли применяется определенный вид строп, их проверяет инспектор надзора. А между проверками за состоянием строп следят ответственные лица – стропальщики, крановщики, механики, а также владельцы.
 

Цепные стропы


Изготавливаются такие изделия с одной до четырех ветвей, а на концах цепей крепятся грузовые крюки. А еще есть стропы в виде замкнутого цепного кольца. С четырьмя ветвями проще перемещать длинный груз, можно поднять большую массу. Так как вес закрепленного груза распределяется поровну на 4 цепи.

В тех случаях, когда из-за параметров невозможно зацепить крановый крюк, можно использовать как удлинитель стропу из одной ветви. Но здесь на стропе должна иметься бирка, где будет указан разрешенный вес поднимаемого груза.

Чаще всего цепные стропы используют на промышленных и строительных площадках, в сельском хозяйстве, металлургии. То есть там, где приходится поднимать похожие грузы с одинаковой массой и габаритами. А вот на автокранах в основном используют стропы с тросами, так как приходится работать с различными грузами.

Зато на цепных стропах удобно перемещать одновременно несколько штучных грузов, одинаковых по размерам и весу. Эти изделия не боятся высоких температур раскаленных металлов.
 

Маркировка строп


В названии каждой стропы имеются буквы СЦ, которые расшифровываются как стропа цепная. А еще перед буквами может быть написана цифра, указывающая на количество ветвей в стропе. Например, одиночная стропа цепная будет промаркирована литерами 1СЦ, а вариант с четырьмя ветвями 4СЦ.

Еще в названиях строп могут использоваться другие обозначения:

  • УСЦ – универсальный строп цепной в виде замкнутого кольца;
  • ВЦ – ветвь цепная разомкнутая.

Классифицируются цепные стропы по грузоподъемности ветвей, которая зависит от прочности металла и диаметра звена. Самый низкий класс прочности – третий, он разрешает поднимать грузы до 100 кг. А 12-й класс прочности разрешает перемещать груз одной ветвью массой не более 3,15 тонны. При температуре свыше 200 градусов Цельсия допустимая нагрузка снижается на 15 процентов.

Цифры, стоящие перед названием, например, 10-1СЦ будут обозначать класс прочности стропы. Для защиты изделий от коррозии поверхность металла цепи может подвергаться дополнительной обработке – воронению или хромированию.
 

Правила выбраковки цепных строп


Так как от состояния цепей зависит жизнь стропальщика и сохранность перемещаемого груза, то к ним применяют строгий контроль. И при любой выявленной неисправности цепи подлежат выбраковке.

Дефекты, при которых нельзя работать со стропами:

  1. Нарушена целостность основных элементов – звеньев цепи, крюков, скоб или захватов.
  2. Обнаружены трещины в звеньях, сварных швах.
  3. Отсутствует бирка с маркировкой стропы, просрочена дата проверки.
  4. Наблюдается разность в длине между ветвями, более чем на 1,5 см.
  5. Поперечная деформация даже одного звена цепи.

При каждодневной работе проверка строп проводится через каждые 10 суток с записью в журнал ответственным лицом.